Калякова Е.Б. заместитель директора по воспитательной работе
Проблемы формирования системы духовно-нравственного
развития молодёжи
Происходящие сегодня в стране политические и
социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны
жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности,
появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений.
Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее
существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь»,
«духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в
морально-психологическое состояние молодёжи. Исходя из этого отметим основные
причины снижения статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе
образования:
- Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной
социальной ситуации для развития молодежи.
- Появление новой системы требований общества личности.
- Размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие,
потеря преемственности поколений.
- Усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня
подрастающего поколения.
- Переоценка роли обучения и подготовки, снижение роли воспитания;
- Внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей.
- Забвение отечественной истории, культуры, традиций.
Одним из критериев воспитанности человека признается
культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения,
общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в
течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе
самовоспитания.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых
подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского,
духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Образование – это неразрывное единство обучения и
воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование
индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с
высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального,
политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее
общества.
Прежде всего, духовная личность – результат долгого,
упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и
общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и
патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело,
умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и
отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой
и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный,
эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной
гордости и развитым национальным сознанием.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи,
подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития
общества и государства.
Основной воспитательной работы колледжа является совершенствование системы
духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование
у студентов высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к
выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в процессе воспитательной
работы необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданского и
патриотического воспитания молодёжи;
- повышать качество духовно-нравственного, гражданского и
патриотического воспитания молодёжи;
- превратить школу в центр духовно-нравственного, гражданского и
патриотического воспитания подрастающего поколения;
- развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и
эстетического воспитания обучающихся колледжа;
- формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- необходимо внедрять инновационные форм и направления воспитательной
работы;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании детских
коллективов и в индивидуальном развитии подростка;
- оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного
воспитания подростка, организация и развитие психолого-педагогического
просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие
чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту
интересов страны;
Решению поставленных задач призвана способствовать
деятельность в следующих направлениях:
- воспитание
гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и
государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране,
жизни и деятельности выдающихся личностей;
- организация
всестороннего изучения социальных, культурных, психологических
особенностей подросткового возраста, ценностных ориентаций студентов, их
интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
- обеспечение
вариативности воспитательных систем;
- развитие
системы дополнительного образования и многообразной внеурочной
деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- усиление
значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения
подростков в системе дополнительного образования и внеурочной
деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и
досуговой организованной активности, занятиях спортом;
- оказание
содействия родителям в организации обучения детей.
|